Амиров Артур Фердсович
Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета. Родился в г. Уфе 19 января 1958 года. В 1975 году окончил среднюю школу № 5. На выбор профессионального педагогического пути большое влияние оказал учитель литературы и директор школы Михаил Васильевич Смирнов.

После службы в рядах Советской Армии поступил в Башкирский государственный педагогический институт и закончил его, получив диплом с отличием по квалификации учитель географии и биологии. Трудовую деятельность по специальности начинает по распределению в средней школе № 3 г. Орска Оренбургской области.
В 1990 году в связи с открытием аспирантуры в Башкирском государственном педагогическом институте был приглашен в очную аспирантуру, которую окончил за два года, в связи с досрочной подготовкой и успешной защитой диссертации на степень кандидата педагогических наук. Трудовую и научную деятельность продолжает на кафедре научных основ управления школой, которая являлась на тот момент базовой для диссертационного совета по педагогике.

Будучи кандидатом педагогических наук, доцентом, в августе 1993 года был приглашен в Башкирский государственный медицинский институт для заведования открывшейся кафедрой педагогики и психологии. С первых дней работы на должности заведующего в полной мере проявил свои организаторские и управленческие способности в короткие сроки сформировав кадровый, материально-технический и учебно-методический потенциал кафедры. В структуре различных направлений деятельности института (с 1995 года - университета) кафедра педагогики и психологии быстро определила свое место. Являясь профилирующей и выпускающей кафедрой на факультете высшего сестринского образования, она с момента организации охватила своей деятельностью все образовательные программы вуза. Сам Артур Фердсович Амиров, кроме осуществления направлений деятельности, связанных с задачами образовательного процесса, становится куратором Школы педагогического мастерства и Школы молодого преподавателя, входит в состав Координационного научно-методического совета, а также ряда других методических советов и объединений университета. При этом активно занимается научной деятельностью. Сферой научных интересов А.Ф. Амирова являются проблемы трудовой и профессиональной социализации учащейся молодежи. По данной проблеме им была выполнена и успешно защищена в 2001 году докторская диссертация (первая защита в докторском совете БГПУ), а результаты проведенных исследований были успешно внедрены в практику образовательных учреждений Республики Башкортостан. В 2002 году ему присвоено звание профессора.

С этого периода по настоящее время под руководством А.Ф. Амирова семь преподавателей кафедры защитили кандидатские диссертации по темам, непосредственно связанным с профилем деятельности кафедры. Кроме сотрудников кафедры под руководством Артура Фердсовича на защиты кандидатских диссертаций вышли преподаватели других вузов и учреждений СПО Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации – всего 20 человек.
Кафедра педагогики и психологии, возглавляемая профессором А.Ф. Амировым является центром передовых научных исследований в области инновационного образования и сферы подготовки научных кадров, активно взаимодействует с ведущими научными коллективами страны, с органами управления образованием, образовательными учреждениями, Росаккредагентством в сфере образования и рядом других заинтересованных ведомств. Особо следует отметить взаимодействие с медицинскими учреждениями практического звена, которые являются базой для проведения исследований, апробации и внедрения результатов научных работ на уровне дипломных работ студентов кафедры и диссертационных исследований.

Сегодня основное научное направление кафедры – исследование теоретико-методологических и содержательно-технологических основ среднего и высшего профессионального медицинского образования, а также проблем трудовой и профессиональной социализации учащейся молодежи. Результаты научных разработок являются хорошей основой для разработки инновационных подходов к учебному процессу.

Профессор А.Ф. Амиров, являясь председателем социально-гуманитарного методического совета Университета, уделяет большое внимание совершенствованию организации учебного процесса не только на возглавляемой им кафедре, но и на всех кафедрах гуманитарного профиля. Читаемые им лекции отличаются логичностью и последовательностью изложения материала, подкрепляются данными собственных научно-практических исследований, хорошо иллюстрированы.

Артур Фердсович умело сочетает научную и педагогическую деятельность с организационной работой. Являясь высококвалифицированным специалистом, был привлечен к работе в качестве эксперта по контролю качества Российским аккредитационным агентством в сфере образования.
А.Ф. Амировым разработана научно-концептуальная основа Программы развития системы образования г. Уфы на 2006-2011 годы «Столичное образование 2010» и «Столичное образование 2015», рассчитанная на период 2011-2015 гг. Он является научным консультантом при отделе образования администрации г. Уфы, в составе которого функционирует лаборатория научного обеспечения образования, служба инновационного консалтинга, которые в настоящее время определяют стратегию практического исполнения достижений в области педагогической науки. Через деятельность этих структур результаты научных исследований А.Ф. Амирова находят практическое выражение в виде конкретных рекомендаций, концепций для руководителей и практических работников образовательной сферы.

В масштабах Республики Башкортостан и города Уфы А.Ф. Амиров осуществляет широкую общественную деятельность, являясь организатором и участником профессиональных конкурсов «Педагог-исследователь», «Учитель-мастер» и др. Многие годы является Председателем городского конкурса «Учитель года столицы Башкортостана».

Общественное признание Артура Фердсовича отмечено знаками «Отличник образования Республики Башкортостан» (2001), «Почетный работник общего образования РФ» (2002), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2008), «Заслуженный деятель науки РБ» (2014). А.Ф. Амиров также награждён многочисленными почетными грамотами администрации г. Уфы и Министерства образования Республики Башкортостан.

А.Ф. Амировым опубликовано более 340 научных работ. Он автор и соавтор 15 монографий и значительного количества научных статей в рецензируемых отечественных и зарубежных журналах. Является членом редколлегии журнала «Педагогический журнал Башкортостана», включенного в реестр ВАК. Многие годы является заместителем председателя диссертационного совета БГПУ им. М. Акмуллы.
Уровень образования, ученая степень, ученое звание:

  • Башкирский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет (1980 – 1985), присуждена квалификация – преподаватель географии и биологии
  • Ученая степень доктора наук (специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования). Присуждена решением диссертационного совета Башкирского государственного педагогического университета и утверждена ВАК 21.12.2001 г., ДК № 010204
  • Ученое звание профессора по кафедре педагогики и психологии (от 19.06.2002 г., ПР № 007406)
Научные интересы:

  • проблемы трудовой и профессиональной социализации учащейся молодежи.


Основные публикации:

  • Деловые коммуникации (учебное пособие для студентов вузов). Уфа: Академия ВЭГУ, 2013. –148 с.
  • Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе (методическое пособие для преподавателей). Министерство образования и науки Российской Федерации. «Самарский государственный медицинский университет», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет». – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 44 с.
  • Самостоятельная работа студентов в медицинском вузе: аспекты организации. Министерство образования и науки Российской Федерации. ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет». – Самара: ООО «Офорт», 2012. – 101 с.
  • Соискателю о прогностической функции педагогического диссертационного исследования. Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 5 (48). – С.64-71
  • Эффективность и качество педагогического исследования как оценочные категории в системе подготовки научно-педагогических кадров. Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – № 5 (42). – С.91-97.
  • Экономическая и трудовая социализация студентов в образовательном процессе технического вуза (монография). Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014. -222 с.
  • Коммуникативная деятельность (учебно-методическое пособие) Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрав России, 2014. – 144 с.
  • Активизация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как условие развития их субъектной позиции (монография) Самара: ООО «Офорт», 2014.-516 с.
  • Педагогические составляющие деятельности врача (учебно-методическое пособие) Уфа: БГМУ, 2016. -87 с.
  • Основы педагогики и методики преподавания (учебное пособие) Уфа: БГМУ, 2016.- 93 с.
  • Энциклопедический словарь по психолого-педагогической инноватике Москва: Логос, 2019. -504 с.
Основные награды:

  • Отличник образования РБ (1997 г.)
  • Почетный работник общего среднего образования РФ (2001 г.)
  • Почетный работник Высшего профессионального образования РФ (2009 г.)
  • Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2014)
Список монографий: