Амирова Людмила Александровна
Доктор педагогических наук, доцент.
Родилась в семье военнослужащего в 1961 году в городе Владивостоке.

Трудовую деятельность начала в 1979 году старшей пионервожатой в СШ №1 г. Стерлитамака Республики Башкортостан. В 1985 году закончила естественно-географический факультет БГПИ по специальности «Учитель географии и биологии», работала учителем по специальности. Работа учителем и классным руководителем, в непростые для России годы перестройки, требовала постоянного профессионального роста, а личностное стремление развивать педагогический опыт подтолкнули поступить на курсы практических психологов в родной Педагогический университет, которые Людмила Александровна завершила в 1993 году по программе профессиональной переподготовки «Практическая психология». С 1993 по 1995 год работала школьным психологом в СШ №119 г. Уфы. Интерес к научному осмыслению явлений образовательной практики способствовали началу профессионально-педагогической деятельности в 1995 году ассистентом кафедры Научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического института.

Научную деятельность Л.А. Амирова начала еще в студенческие годы, продолжала в годы работы учителем и школьным психологом, стремилась интегрировать педагогическое, психологическое и социологическое знание для решения конкретных и реальных профессиональных задач. Основное направление научных интересов было сопряжено с проблемами личностного и профессионального самоопределения молодежи, профессионализации личности. В 1997 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования. Диссертация выполнена на основе десятилетнего опыта работы в общеобразовательной школе: «Подготовка старшеклассников к выбору профессии в условиях современных социально-экономических отношений (аксиологический подход)». В 2008 году защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. Тема докторской диссертации «Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования».
С научным руководителем
В 2006 году присвоено учёное звание «доцент». С 2010 г. – профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, исполняющий обязанности директора Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки БГПУ им. М. Акмуллы. С 2007 по 2015 год – директор этого Института. С октября 2015 года – проректор по научной работе БГПУ им. М. Акмуллы, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования. В 2018 году Людмила Александровна возглавила кафедру Теорий и методик начального образования.

Своим главным наставником и Учителем Людмила Александровна называет члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Камиля Шаехмурзиновича Ахиярова, под руководством которого были защищены кандидатская и докторская диссертация. С большой теплотой, уважением и глубокой благодарностью за сотрудничество она вспоминает о коллегах, при участии которых проходило ее профессиональное становление: коллектив кафедры Научных основ управления школой, Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки и других коллег университета. «Везение было невероятное, - отмечает Людмила Александровна, - на всем своем профессиональном пути я встречала очень хороших людей, настоящих профессионалов, готовых сотрудничать и делиться опытом, на которых можно было положиться».

Будучи энергичным и трудолюбивым человеком, хорошим организатором, Людмила Александровна стала инициатором многих начинаний. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки, возглавляемый ею в течение 15 лет, стал первым в истории БГПУ структурным подразделением, работающим на условиях самоокупаемости. Пришлось осваивать и экономику, и маркетинг, и менеджмент, и право, и основы документооборота. При этом оставаться и педагогом, вести собственные исследования, работать с аспирантами, студентами, постоянно повышать уровень квалификации.

Созданный как структура с матричным стилем управления, Институт развивал дополнительное образование взрослых, обеспечивал связи с образовательными и другими организациями РБ и Приволжского федерального округа, использовал и масштабировал современные инновационные педагогические технологии, внедрял андрагогический подход в практику. По ее инициативе в вузе с 2012 года началось тьюторское движение. Под научным руководством были осуществлены многие образовательные проекты, самым ярким из которых стал студенческий проект «Школа профессионального успеха». В 2017 впервые был проведен пробный закрытый внутривузовский чемпионат Worldskils, при ее участии подготовлена платформа для направления «Экология» в структуре Университетов ШОС, открытие в республике Центра математического образования, научного Центра Российской Академии образования при БГПУ им. М. Акмуллы, Центра семьи и детства.
на рабочем месте
В настоящее время она является членом диссертационного совета Д 212.012.01 БГПУ им. М. Акмуллы, активно работает с аспирантами и соискателями в качестве научного руководителя. Под ее руководством защищены и утверждены три диссертационные работы на соискание степени кандидата педагогических наук. Л.А. Амирова рецензирует и выступает экспертом кандидатских и докторских диссертаций по педагогике, готовит отзывы на диссертации как рецензент ведущего учреждения, имеет опыт работы приглашенным членом диссертационного совета по педагогике в Московского государственного института международных отношений МИД России, опыт выступления в качестве оппонента в диссертационных советах г. Тюмени и г. Саратова. Основной исследовательский интерес профессора Амировой Л.А. связан с проблемами личностной мобильности и ее феноменологическим и онтологическим истоками; профессиональной мобильностью личности, ее сущностными характеристиками и структурными компонентами в различных профессиональных сферах; формированием и развитием мобильных качеств личности педагогов в системе непрерывного образования; академической мобильностью и моделированием ее оптимальных образовательных форм. С названной проблематикой связано большинство научных трудов автора, в 2007 году Л.А. Амирова стала лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, награждена дипломом за работу «Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации». Людмила Александровна поддерживает научные контакты со многими вузами России и всеми вузами РБ, является исполнительным директором Башкирского научного центра Российской академии наук, членом редакционного совета научно-практического журнала «Инновационное развитие профессионального образования».
С С.Н.Чистяковой и Д.Р.Фатхулловой
Успешно совмещая научную, преподавательскую и организационную деятельность, в работе с бакалаврами, магистрантами и аспирантами Людмила Александровна моделирует учебные занятия как коллегиальное общение в интерактивном формате. Использует такие технологии как «позиционное обучение», «мировое кафе», «технология критического мышления», «разработка и защита проектной формулы», деловые игры, сюжетно-ролевые игры, арт-креативные методы, проблемно-имитационные ситуации, учебно-творческое проектирование, решение профессиональных задач, включение студентов в социально значимую деятельность по профессиональному самоопределению, метод проектов и др. Она разработала множество учебно-методических комплексов. Среди них, такие как «Психология управления», «Исследовательская работа учителя», «Педагогическая имиджелогия», «Андрагогика», «Педагогический менеджмент», «Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя высшей школы», «Педагогика в системе исламского образования» «Психология профессионального образования»; «Психология профессиональной деятельности», «Педагогическая конфликтология», «Педагогика и психология субъективности» и др.

По результатам научных исследований Л.А. Амировой опубликовано более 120 работ (21 – ВАК, 2 – Scopus, 3 – Web of Science), 5 монографий. Наукометрические показатели автора: число цитирований в РИНЦ – 407, Индекс Хирша в РИНЦ – 7, Индекс Хирша в Scopus – 2.

За успехи в профессиональной деятельности награждена знаком «Отличник образования республики Башкортостан», в 2015 году ей присвоено звание «Почетный работник сферы образования РФ».
Основные публикации:
  1. Амирова Л.А., Багишаев З.А. Профессионально-педагогическая мобильность: сущность, стратегии реализации, векторы развития. – М.: Изд-во Института семьи и воспитания РАО, 2004. – 190 с.
  2. Амирова Л.А. Управляемое самообучение взрослых: практическая андрагогика: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – 132 с.
  3. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. – Уфа: Восточный университет, 2006. – 460 с.
  4. Амирова Л.А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально мобильной личности педагога // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 4. – С. 84-98.
  5. Амирова Л.А., Лямина Л.В., Моисеева Н.Н. Психологическое сопровождение субъектности и мобильности личности в условиях образования: коллективная монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 131 с.