Асадуллин Раиль Мирваевич
Доктор педагогических наук, профессор, Председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан.
Родился 25 апреля 1953 года в деревне Чишмы, Чишминского района, БАССР. В 1971 году завершил Чишминскую среднюю школу №2 Чишминского района РБ. 1971-1973 годы служил в Советской Армии. С 1973 по 1978 год учился в Башкирском государственном педагогическом институте по специальности «учитель биологии и химии». Большое влияние на выбор профессии и профессиональное становление оказали Галикеев Асхат Магиззянович и Тимашева-Сафуанова Ляля Тагировна – учителя Чишминской средней школы №2 и ректор БГПИ, доктор исторических наук, профессор Кузеев Рустем Гумерович.

В 1978 году завершил обучение в Башкирском государственном педагогическом институте и был избран освобожденным секретарем комсомольской организации вуза. Работу секретаря комитета ВЛКСМ совмещал с должностью ассистента кафедры педагогики.

С 1983 года – старший преподаватель кафедры педагогики.

В 1986 году после защиты диссертацию, избран доцентом кафедры педагогики и заведующим кафедрой педагогики. В 1999 году назначен проректором по учебно-воспитательной и далее проректором по учебной работе вуза.

В 2000 году защитил докторскую диссертацию по педагогике в МГПУ им. В.И. Ленина.
Аналитическое и стратегическое мышление, неутомимость в работе, устремленность в будущее, умение держать руку на пульсе современных образовательных и научных тенденций позволили ему в 2005 году стать ректором Alma mater. Произошло удачное совпадение огромных потенциальных возможностей руководителя и коллектива. Благодаря его настойчивости, широте замыслов, многогранной деятельности университет превратился в крупный научно-образовательный и инновационный центр Республики Башкортостан.

В 2018 году избран Председателем Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Государственного Собрания-Курултая РБ.

Вся научная работу связана с изучение проблем педагогического образования в высшей школе и развитием личности учителя как субъекта педагогической деятельности. Является автором нескольких вузовских образовательных программ по теории и методике воспитательной работе, педагогической профориентации, педагогической анропологии. Кандидатская диссертация «Деятельность комсомольской организации вуза по формирование профессионально значимых качеств будущего учителя» защищена в 1986 году в МПГУ им. В.И. Ленина. Докторская диссертация на тему «Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности» защищена в 2000 году в том же диссовете.
Глава РБ в гостях в университете
Раиль Мирваевич – автор уникального проекта «Образовательный портал Республики Башкортостан». Портал – сетевой Интернет-интегратор системы общего образования, в работе которого задействованы все учителя всех школ республики. Данный проект, запатентованный и представленный лично Президенту России В.В. Путину, обеспечивает параллельно с основным образовательным процессом виртуальное образование. По его инициативе в университете создан Центр информационных технологий, начата подготовка специалистов в форме дистанционного обучения, открыты представительства университета в 11 педагогических колледжах республики. Одним из результатов интеграции вузов и колледжей республики и соседних регионов России стало создание Башкирского сетевого университета.

Р.М. Асадуллин избирался и в течение 5 лет работал Председателем Совета ректоров вызов Башкортостана. За эти годы были осуществлены несколько интегративных проектов, объединяющие учебно-материальный, кадровый и научные потенциалы вузов республики. Одним из показателей результатов научной и организаторской работы ученого стал мониторинг эффективности вузов, проведенный Министерством образования и науки РФ в 2012 году. По результатам этого мониторинга БГПУ им. М. Акмуллы вошел в число 12 самых эффективных педагогических вузов страны. Причем из всех вузов Приволжского федерального округа наш университет был единственным, вошедшим в эту лидирующую группу.
Президент В.В. Путин в гостях в БГПУ им. М. Акмуллы
Под руководством ученого БГПУ им. М. Акмуллы стал обладателем сертификата соответствия системы менеджмента качества; номинантом международного гранта Tempus; лауреатом Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России»; победителем Партийного проекта «500 бассейнов – вузам России»; участником федеральной программы «Электронное Правительство»; автором Образовательного портала Башкортостана, Электронного книгоиздания «Вагант» и Системы дистанционного образования «SDO»; разработчиком инновационного проекта «Нанообразование»; основателем Регионального центра Параолимпийского движения; чемпионом Всероссийского конкурса «Вуз здорового образа жизни»; грантодержателем множества проектов и фондов федерального уровня.

Он руководит научно-исследовательской лабораторией по проблемам преемственности содержания педагогического образования. Некоторые из его опубликованных работ раскрывают новейшие проблемы антропологического подхода в общем и педагогическом образовании. Значительное место в его исследованиях отводится инновационным процессам. По результатам исследований ученого открыты новые типы общеобразовательных учреждений в Башкортостане – лицеи и гимназии. По его инициативе в общеобразовательных школах республики была введена должность заместителя директора по инновационной работе. Основные научные результаты ученого и педагога внедрены в практику через ряд социально значимых проектов: «Программа развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998 гг.»; «Программа развития системы образования Уфы на 2001-2005 гг.»; «Программы информатизации профессионального образования в Республике Башкортостан на 2008 – 2012 гг.»; «Комплексная программа развития профессионального образования на 2011 – 2015 гг.»; «Концепция и программа развития кадров образования в Республике Башкортостан».

Асадуллин Р.М., безусловно, одна из ярких, широко известных и уважаемых личностей в республике. Как депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан IV созыва Раиль Мирваевич принимает активное участие в разработке республиканских законов и нормативных правовых актов.
Он является президентом Ассоциации «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс». Более двадцати лет возглавлял жюри конкурса «Учитель года Республики Башкортостан», многократно избирался председателем жюри Уфимских городских конкурсов, принимает участие и в работе жюри Всероссийского тура «Учитель года России». В качестве заместителя председателя Ассамблеи народов Башкортостана и члена Всемирного конгресса татар, Президента республиканского отделения общества «Ватаным» внес большой вклад в укрепление дружбы между народами.

Раиль Мирваевич автор более трехсот научных трудов, в том числе 19 больших и малых книг, статей в международных, отечественных и региональных изданиях. Является основателем уникального «Педагогического журнала Башкортостана», включенного в список рецензируемых изданий ВАК РФ, а также членом редколлегии трех федеральных педагогических журналов.

Под его научным руководством защищено 28 кандидатских и 4 докторских диссертаций. На протяжении многих лет являлся председателем диссертационного совета БГПУ им. М. Акмуллы.

За большую успешную деятельность во благо Башкортостана и России Р.М. Асадуллин отмечен множеством наград: медалью «За трудовую доблесть» (1981), знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» (1986), «Отличник просвещения СССР» (1991), почетными званиями «Заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан» (1995) и «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2003). Награжден Орденом Салавата Юлаева Республики Башкортостан (2008), медалью Совета Ассамблеи народов Российской Федерации «Дружба и единство народов России» (2009), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2014) и др.
Основные работы:
  1. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики: размышления о вальдорфской школе. – Казань. – 1997. – 142 с.

  2. Асадуллин Р.М. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход. – Уфа: БГПИ, 1999. – 145 с.

  3. Асадуллин Р.М., Бенин В.Л. Антропологические основания педагогического образования. – Уфа, 2000. – 98 с.

  4. Асадуллин Р.М., Хамитов Э.Ш., Хазиев В.С. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. – Уфа: Китап, 2001. – 264 с.

  5. Асудуллин Р.М. Время педагогики: уроки и перемены. – Уфа: Вагант, 2010. –346 с.

  6. Асадуллин Р.М., Хамитов Э.Ш., Хазиев В.С. Педагогическая профориентация. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. –187 с.

  7. Асудуллин Р.М. Человек в зеркале образования. – М.: Наука, 2013. – 247 с.

  8. Асадуллин Р.М., Григорьев Е.Н. Формирование профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей. – М.: Педагогика, 2014. – 163 с.

  9. Асадуллин Р.М. Модернизация педагогического образования: субъектный подход: (по материалам рубрики главного редактора научного издания «Педагогический журнал Башкортостана» за период с 2007 по 2016 годы). –Москва - Уфа: Изд-во ООО «Педагогика», 2016. – 287 с.

  10. Асадуллин Р.М. Педагогика субъектно-ориентированного образования: теоретическая концепция научной школы, созданной в Республике Башкортостан на базе Башкирского гос. пед. университета им. М. Акмуллы. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 130 с.

  11. Асадуллин Р.М. Педагогика. Недосказанное: размышления об учителе и педагогическом труде. – М.: Педагогика, 2017. – 219 с.

  12. Асадуллин Р.М. Сельская школа: путь в будущее. – Уфа: Изд-во «Мир печати», 2020. – 248 с.

  13. Педагогика: специализированный словарь-справочник / Сост. Р.М. Асадуллин, И.В. Сергеенко. Научн. ред. Р.С. Бозиев. – М.: Педагогика, 2020. – 256 с.