Ахияров Камиль Шаехмурзинович
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор известный учёный и педагог, видный организатор просвещения и науки Камиль Шаехмурзинович Ахияров родился 19 февраля 1930 года в деревне Верхне-Манчарово Илишевского района Башкирской АССР в многодетной крестьянской семье. Его отец Шаехмурза Ахиярович в 1930-е гг. был активным участником и организатором колхозного движения, участником II Всесоюзного съезда колхозников-ударников и VII съезда Советов. Родители привили сыну такие качества как: доброта, порядочность, трудолюбие, упорство в достижении жизненных целей, культ знания.
Окончив Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева он работал учителем, затем директором Челкаковской средней школы Бураевского района. Через 10 лет, после успешной защиты диссертации кандидата педагогических наук, К.Ш. Ахияров по направлению Башкирского обкома партии занимает должность проректора по научной работе Бирского государственного педагогического института. Затем здесь же, с 1963 по 1989 годы, он работает ректором. Молодой руководитель быстро зарекомендовал себя активным, компетентным, упорным в стремлении к профессиональным вершинам человеком. Большое внимание ректор уделял подготовке молодых квалифицированных специалистов, а также укреплению материально-финансовой базы вуза. Ему удалось создать коллектив творческих, целеустремлённых и преданных своему делу людей. Определился и круг основных научных интересов самого ученого и его многочисленных учеников и последователей.
Его научно-исследовательская деятельность охватывает проблемы совершенствования трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ в условиях современных рыночных отношений, а также широкий круг проблем педагогики высшей школы. Наряду с этим, в его трудах исследуются вопросы использования на практике положительного потенциала народной педагогики, духовно-нравственные аспекты семейного воспитания.

Научно-педагогическое наследие ученого весьма богато и многогранно. Им опубликовано в общей сложности более 600 научных и учебно-методических работ, некоторые из которых изданы за рубежом. С 1964 года при Бирском и Башкирском педагогических институтах работает созданная по его инициативе лаборатория Российской академии образования, исследующая проблемы трудовой политехнической подготовки школьников.
Многочисленные научные разработки этой лаборатории способствовали значительному повышению уровня трудового обучения и профессиональной ориентации сельских школьников, созданию во многих школах хорошей материально-технической базы трудового политехнического обучения и воспитания. На базе лаборатории разработаны и опубликованы программы спецкурсов и соответствующие учебные пособия для студентов педагогических вузов страны.

С 1989 года К.Ш. Ахияров работает в БГПИ (БГПУ). Молодому и динамично развивающемуся вузу были крайне необходимы учёные и педагоги такого уровня, как он. С 1989 по 2006 годы он работал заведующим кафедрой научных основ управления школой, с 2007 года – руководителем научно-методического центра по профильному обучению школьников при университете.
Огромное внимание К.Ш. Ахияров уделяет подготовке научных кадров. В 1993 году по его инициативе впервые в Республики Башкортостан был открыт Специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. Под его непосредственным руководством подготовлено и защищено более 200 докторских и кандидатских диссертаций. Он возглавляет республиканскую научную школу по методологии и методам педагогических исследований, является активным участником разработки концепции современного педагогического образования.

Камиль Шаехмурзинович и сейчас, несмотря на почтенный возраст, активно работает и воспитывает молодое поколение учёных. Его называют новатором педагогических идей и «Башкирским Сухомлинским». Такие люди составляют гордость не только республиканской, но отечественной науки в целом. Они являются носителями высокой интеллектуальной культуры, понимающими непреходящую ценность педагогического труда.
В 1996 г. Камиль Шаехмурзинович первым из учёных Башкортостана был избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Кроме того, он академик Международной академии педагогического образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации. За свои заслуги ученый и педагог награждён орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», К.Д. Ушинского, Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского. Ему присвоено также почётное звание заслуженного учителя школы БАССР.
Основные публикации:
  1. Ахияров К.Ш., Левченко Н.В. Ученические бригады Башкирии. – Уфа: Башкнигоиздат, 1971. – 79 с.

  2. Ахияров К.Ш., Мингалеева М., Сафин А. Профессиональная ориентация школьников. – Уфа: Башкнигоиздат, 1972. – 115 с.

  3. Ахияров К.Ш. Трудовая политехническая подготовка учащихся сельских школ. – Уфа, 1974. – 240 с.

  4. Ахияров К.Ш. Трудовое воспитание в сельской школе: Вопросы теории и практики. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1980. – 126 с.

  5. Ахияров К.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе. – М.; Уфа, 1990. – 287 с.

  6. Амиров А.Ф., Ахияров К.Ш. Школа. Труд. Рынок. – Уфа, 1994. – 141 с.

  7. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. – Уфа: БГПИ, 1996. – 242 с.

  8. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. – Уфа: БГПИ, 1998. – 140 с.

  9. Ахияров К.Ш., Соловьянюк В.Г. Профессиональная направленность образовательного процесса в средних учебных заведениях. – Уфа, 1999. –140 с.

  10. Ахияров К.Ш., Тагиров К.К. Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников. – Уфа: БГПИ, 1999. – 140 с.

  11. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа, 2000. – 328 с.

  12. Бикбаев М.М., Ахияров К.Ш. Становление и развитие профессионально-технического образования Республики Башкортостан в 1940-1990 годы. – Уфа, 2001. – 160 с.

  13. Ахияров К.Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи. – Нижнекамск: Чишмэ, 2001. – 207 с.:

  14. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В.А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа, 2002. – 188 с.

  15. Ахияров К.Ш., Дмитриев В.Г. Технологическая подготовка будущих учителей в университете. – Уфа: РИО БашГУ, 2002. – 188 с.

  16. Ахияров К.Ш. Трудовое воспитание школьников: опыт, проблемы. – М.: Пед. общество России, 2004. – 176 с.

  17. Ахияров К.Ш. Трудовая социализация школьников: избранные педагогические труды. – Уфа: Гилем, 2005. – 400 с.

  18. Ахияров К.Ш. Технологическая подготовка школьников. - М.; Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. – 232 с.

  19. Ахияров К.Ш. Профильное обучение в школе – социальный заказ общества. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 155 с.

  20. Ахияров К.Ш. Школа и труд. – Уфа: Гилем. – 2010. – 313 с.

  21. Ахияров К.Ш. Профильное обучение в школе – социальный заказ общества. – Уфа, 2012. – 178 с.