1920 г.
ЦГИА РБ Ф. Р - 802. О. 1. Д. 1. Л. 413-416.
Протоколы заседания комиссии Губ ОНО о преобразовании учительского института в ИНО. Устав ИНО; Переписка с разными организациями и лицами и др. вопросам. 1 января - 31 декабря 1920 г.
А. Общие положения 1. Институт Народного Образования суть высших учебных заведений, имеющий целью, на основе социалистического строительства, подготовку работников для всех отраслей народного образования в области дошкольной, школьной и внешкольной.
2. Для осуществления этой цели нормальный Институт Народного Образования имеет пять отделов: 1) подготовка работников по дошкольному воспитанию; 2)подготовка школьных работников для I – й ступени Единой Трудовой Школы; 3) подготовка школьных работников для II – й ступени Единой Трудовой Школы; 4) подготовка инструкторов по трудовым процессам в Единой трудовой Школе; 5) подготовка работников по внешкольному образованию. Временно, сообразно местным условиям, могут образоваться Институты с неполным числом Отделов.
3. При недостатке педагогических сил, в виде временной меры, Отделы I, IV, V могут быть на первое время открыты в виде краткосрочных курсов.
4. Институт Народного Образования содержится на средства Советской Республики и находится в ведении Н.К.П, которому они обязаны ежегодно представлять отчёт о своей деятельности.
5. Контроль на местах за хозяйственно-административной деятельностью Института принадлежит Губотнаробразам.
6. Институты обладают всеми правами юридического лица и имеют свою печать.
7. При Институтах могут открываться подготовительные курсы.
Б. Учебная часть 8. Курс теоретических и практических занятий в Институтах и в учреждениях, с ними связанных, продолжается 4 года. Общая продолжительность учебного года в Институтах 200 учебных дней, которые разбиваются на триместры. Продолжительность триместров и перерывов в занятиях между ними устанавливается Советом Института, сообразно местным бытовым условиям. Общая продолжительность рабочего дня студентов Института не должна превышать восьмичасовой нормы.
9. Занятия в Институте подразделяются на общие для всех предметы и курсы и на специальные – соответственно Отделениям и циклам, примерно по следующему плану:
Общие курсы:
История научного миросозерцания, общая теория эволюции, политическая экономия, история и теория социализма, Советская Конституция, история культуры, общая психология, философская пропедевтика, педагогика и история педагогики учение о трудовой школе, основы эстетического и физического воспитания, анатомия и физиология, школьная гигиена, один из иностранных европейских языков (французский, немецкий, английский).
Специальные курсы по отделениям:
Содержание работ I-го Отделения: гигиена детского возраста, психология и психопатология дошкольного возраста, введение детей в мир природы, история педагогических идей в дошкольном воспитании, рисование, лепка, трудовые процессы (ручной труд, лесное хозяйство), музыка и пение, развитие речи обучение грамоте и счёту, игры.
Содержание работ II – го Отделения:
а) предметы общенаучные: математика, физика, химия, биология, география, история, родной язык и литература, физическое и эстетическое воспитание,
б) предметы специально педагогические: психология и психология детей школьного возраста, школьное самоуправление и школьное хозяйство, основы социального воспитания, детская литература, метод работ в школе I – ой ступени по математике, естествознанию, географии, истории, родному языку, физическому и эстетическому воспитанию и по трудовым процессам.
Примечание:
Сверх того студенты II – го Отделения ведут специальные работы по одному из общенаучных предметов.
Содержание работ III – го Отделения:
а) научные циклы: математический, физико-химический, естественно-географический и историко – социальный,
б) специальные предметы: методы работ по II –ой ступени Единой Трудовой школы по математике, по физике, по химии, биологии, географии, и гуманитарным наукам – по истории культуры, литературы, обществоведению и философской пропедевтики.
Примечание:
Соединённое заседание Советов II – го и III – го Отделений устанавливает, какие из перечисленных во II – м Отделении предметы должны быть общими для студентов обоих отделений.
Содержание работ IV – го Отделения:
подготовка инструкторов трудовых процессов особо для городских и особо для сельских школ, для студентов IV – го Отделения обязательно … в общенаучных и педагогических предметах.
Практические работы и методы работ со школьными в мастерских, лабораториях и на земле по следующим предметам: сельское хозяйство садоводство, огородничество, животноводство, обработка дерева, кузнечное и слесарно-паяльное дело, производство одежды и обуви, кулинарное дело, дачные работы, малярное и столярное дело, электротехника, товароведение (лаборатории), черчение, процессы школьного и дошкольного самообслуживания, экскурсии на фабрики, заводы, и общественные сооружения.
Содержание работ V – го Отделения:
подготовка работников для школ взрослых и Народных Университетов, Народных домов, клубов, библиотек, музеев и экскурсий. Методы работы по просвещению взрослых (обучение и политическое воспитание).
10. Советы Институтов могут изменять и дополнять списки предметов перечисленных в п. 9 и предоставляют свои изменения и дополнения на утверждение НКП.
Примечание:
Если в течение одного месяца со дня посылки со стороны НКП не поступит протеста, то решения Совета приводятся в исполнение.
11. При всех институтах, сообразно местным условиям и наличным силам специалистов, должны быть организованы трудовые процессы в мастерских, саду, огороде, ферме, поле и т.д. Трудовые процессы следует поставить таким образом, чтобы при помощи можно было наглядно установить живую связь науки с природой и производством. Одновременно с этим все студенты, безусловно, должны сами практически провести все работы в мастерских, на земле и др. Которые им потом придётся организовать и вести в школах с детьми.
12. В круг работ студентов всех отделений входят обязательно практические занятия в семинариях, конференциях, лабораториях, в студиях, в школах, в дошкольных и внешкольных учреждениях, мастерских, саду, огороде, в поле, на ферме и т.п, сообразно местным условиям.
Практические занятия студентов по дошкольному, школьному и внешкольному делу происходят во всех школах, в дошкольных и внешкольных учреждениях данного города или данной местности.
13. При Институте могут быть организованы показательные учебно-вспомогательные учреждения (школы, детские сады, клубы и т.п.) при условии, что они будут обставлены квалифицированными педагогическими силами всеми необходимыми пособиями.
14. Подробные планы организации и содержания работ, Отделения, а также правила о проверке теоретических и практических занятий студентов определяются особым положением в каждом Отделении. Положения утверждаются Отделениями и Советами Институтов и утверждаются Народным Комиссариатом по Просвещению.
В. Управление Институтами 15. Во главе каждого Института стоит Совет, в который входят все ответственные работники Института, преподаватели, подготовительной группы и показательной школы и представители от местного Губернского Отдела Народного образования.
16. Студенты Института избирают в Совет своих представителей в количестве одной четверти наличного состава Совета.
17. Студенты Института не имеют права занимать никаких ответственных платных должностей в Институте.
18. Совет Института наблюдает за ходом всей учебной, административной и хозяйственной жизни в Институте, выбирает из своей среды представителя Совета и секретаря Совета сроком на 2 года, утверждают отчёт Института, из кандидатов, представленных Отделениями, устанавливают правила приёма и увольнения студентов Института. Собрания Совета происходят не менее 2-х раз в течение каждого триместра.
19. Все дела в Совете решаются простым большинством голосов. Совет организует ревизионную комиссию и правление Института, в которую входят все заведующие Отделениями и секретарь совета Института. Представителем и Секретарём Правления Председатель и Секретарь Совета Института.
20. На обязанности Председателя Совета лежит: представительство на всех заседаниях Совета и Правления, подготовка порядка для Заседаний Совета и Правления, наблюдение за выполнением постановлений Совета и Правления, наблюдение за делопроизводством Института, наблюдений за ведением Института, своевременном получении сумм, правильностью хранения и производством расходования по постановлению Правления, заведыванием имуществом, заключение договоров, сношение с Государственными Учреждениями, разрешение от отпусков всем работникам от Института до первой недели в неотложных случаях с доведением об этом до сведения Правления Института.
21. На обязанности Правления лежит: выполнение постановлений Совета Института, решение хозяйственных и административных дел Института, составление сметы и общего отчёта, наём и увольнение технических служащих.
22. Ревизионная Комиссия составляется из числа четырёх лиц из представителей от ответственных работников Института, от студентов, от технических служащих и от Губотнаробраза.
23. Работа каждого Отделения организуется и направляется Советом, в который входят все работники данного Отделения и студенты в количестве одной четверти всего состава Совета. Совет избирает из…заведующего Отделением, который является председателем Совета… и Правления Института, секретаря, ассистентов и ….предмет.
Г. Учащиеся 24. В Институты и подготовительные группы при них принимаются лица обоего пола не моложе 16-ти лет; распределение вновь поступивших слушателей между подготовительной группой Институтов производится в течение первого триместра на основании отзывов преподавателей о степени … и объёме познания вновь поступившего. При всех прочих равных условиях при окончательном зачислении в Институты и в подготовительные группы ….трудовых масс населения отдаётся преимущественно.
Примечание:
В случаях значительного количества поступивших, …количество вакансий Совет вырабатывает условия приёма.
25. Материально необеспеченные студенты Института получают от …социальное обеспечение.
26. Социальное обеспечение студентов находится в ведении особой ..сети, действующей на основании постановления НКП.
27. Студенты Института, пользовавшиеся социальным обеспечением, по окончанию Института должны прослужить в должности работника по просвещению по одному году за каждый год пользования социальным обеспечением.
28. Студенты Института для обслуживания своих нужд могут устраивать общества, кружки и т.д. Должностные лица студенческих организаций никакого содержания от государства не получают.
29. Окончившим Институт выдаются соответственные удостоверения.
Д. Трудовая дисциплина 30. Все работники и студенты Института, безусловно, должны подчиняться установленной в Институте Трудовой дисциплине. Участие работников и студентов Института в занятиях, установленных учебным планом, обязательно. Обязательно также для студентов сдача зачётов по теоретическим предметам и выполнение всех, предусмотренных учебным планом, практических работ.
31. Работники Института, без уважительных причин уклонившиеся от выполнения взятых ими на себя обязанностей, подлежат отрешению от должности. Отрешение от должности производится на основании постановления Совета института.
32. Студенты без уважительных причин, не выполняющие работ, установленных учебным планом, увольняются из Института.
Примечание:
Пункты 16, 17, 26, 27, 28, 30, 32 распространяются также и на учащихся подготовительных групп.