УСТАВ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО (УЧИТЕЛЬСКОГО) ИНСТИТУТА ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА
10 сентября 1939 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
В соответствии с 121-й ст. Конституции Союза Советских Социалистических Республик, Институт осуществляет право на образование всех граждан Союза ССР и имеет своей целью подготовку кадров, способных овладеть передовой наукой и техникой, вооружённых знаниями научного социализма, готовых защищать советскую родину и беззаветно преданных делу постановления коммунистического общества.

Задачами Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) института им. К. А. Тимирязева являются:

а) организация учебно-методического процесса, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных преподавателей средней (а в Учительском Институте неполной средней) школы, «способных полностью освоить новейшие достижения науки, использовать технику до дна и по большевистски связать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой».

(Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) о работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой от 23 июня 1936 года);

б) идейно-политическое воспитание студентов и преподавателей на основе учения Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина и подготовка культурных специалистов, обладающих «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Ленин);

в) создание высококачественных учебников и учебных пособий, стоящих на уровне современной науки и отвечающих задачам идейно- политического воспитания молодёжи;

г) проведение научно-исследовательской работы, способствующей разрешению важнейших задач социалистического строительства;

д) повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров и подготовка научно-педагогического состава «смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки» (Сталин);

е) популяризация научных и технических знаний и новейших достижений техники и науки, основанных на практике стахановского движения.

Осуществляя эти цели и задачи, Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт, находящийся в введении Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, готовит преподавателей для средней и неполной средней школы по дисциплинам: истории, географии, русскому языку и русской литературе, башкирскому языку и башкирской литературе, татарскому языку и татарской литературе, естествознанию, физике и математике и проводит свою работу на основе следующих положений.

СТУДЕНТЫ
Правом на поступление в Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт и на бесплатное обучение в нём пользуются все граждане СССР в возрасте от 17-ти до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы, независимо от социального происхождения, пола, расовой и национальной принадлежности.

Примечание: образовательный ценз принимаемых в Учительский институт определяется правилами приказ. Утверждённых Всесоюзным Комитетом по Делам Высшей школы.

Поступающие в Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт подвергаются вступительным испытаниям по:

а) русскому языку (письменное сочинение, грамматике, литературе);

б) истории народов СССР и Конституции СССР;

в) математике;

г) физике;

д) химии;

е) одному из иностранных языков – английскому, немецкому или французскому – по выбору поступающего;

ж) поступающие на отделение башкирского языка и литературы подвергаются, кроме указанных выше, испытаниям по башкирскому языку, а поступающие на отделение татарского языка и литературы по татарскому языку.

Окончившие среднюю школу и имеющие аттестат отличника принимаются без вступительных экзаменов.

Примечание: поступающие в Учительский Институт подвергаются вступительным испытаниям по дисциплинам, утверждённым Всесоюзным Комитетом по делам Высшей Школы при СНК СССР.

Подавляющее большинство студентов обеспечиваются государственной стипендией. Стипендия назначается директором Института в начале каждого учебного года по данным успеваемости за истёкший год.

Студенты обязаны сдавать экзамены за полный курс каждого предмета и зачёты по практическим занятиям.

Каждый студент после сдачи всех экзаменов и зачётов, установленных учебным планом, обязан сдать государственные экзамены, согласно учебному плану.

Студенты, выполнившие все требования учебного плана и сдавшие государственные экзамены, получают диплом об окончании Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) Института с указанием присвоенной квалификации.

Студенты Педагогического (Учительского) Института, выполнившие учебный план с отметкой «отлично» и «хорошо» по всем предметам и сдавшие государственные экзамены на «отлично», получают диплом с отличием.

Студенты Педагогического Института, получившие дипломы с отличием, пользуются преимущественными правами:

а) на занятие вакантных должностей по специальности, а также по научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах;

б) на зачисление в аспирантуру при соответствующих кафедрах высших учебных заведений;

в) на включение в число кандидатов для посылки в научные командировки как внутри СССР, так и за границу.

Примечание: студенты, окончившие Учительский Институт и не получившие диплом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора места работы по своей специальности.

Распределение оканчивающих на работу производится Народным Комиссариатом Просвещения РСФСР за 6 месяцев до окончания Педагогического (Учительского) Института.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Для обеспечения высокого качества учебного процесса развития у студентов навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные ими знания, в Башкирском Государственном Педагогическом (Учительском) Институте установлены следующие формы учебной работы:

а) лекции профессоров или доцентов;

б) практические занятия в лабораториях и кабинетах под руководством профессоров, доцентов и ассистентов;

в) педагогическая и учебная практика студентов под руководством выделенных кафедрами руководителей;

г) самостоятельная работа студентов;

д) консультации.

Учебные планы по специальности Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) Института утверждаются Всесоюзным Комитетом по делам Высшей школы при СНК СССР по представлению Наркомпроса РСФСР.

Перечень дисциплин учебных планов Башкирского Государственного Педагогического Института программы, по которым утверждает Всесоюзный Комитет по делам Высшей школы в зависимости от наличия в Институте тех или иных факультетов и специальностей:

  • 1
    Дисциплины, общие для всех факультетов.
    1. Основы марксизма-ленинизма.

    2. Диалектический и исторический материализм.

    3. Политическая экономия.

    4. Иностранный язык.

    5. Военная подготовка.

    6. Физическая культура.

    7. Психология.

    8. Педагогика.

    9. История педагогики.
  • 2
    Дисциплины исторического факультета.
    1. История древнего мира.

    2. История средних веков.

    3. История народов СССР.

    4. История нового времени.

    5. История колониальных и зависимых стран.
  • 3
    Дисциплины факультета языка и литературы.
    1. Введение в языкознание.

    2. Теория литературы.

    3. История русской критики.

    4. Всеобщая литература.

    5. Русская литература.

    6. Литература народов СССР.
  • 4
    Дисциплины физико-математического факультета.
    1. Общая физика.

    2. Аналитическая геометрия.

    3. Математический анализ.

    4. Высшая алгебра.

    5. Дифференциальная геометрия.

    6. Теоретическая механика.

    7. Астрономия.

    8. Специальный курс анализа.

    9. Теоретическая физика.
  • 5
    Дисциплины факультета естествознания.
    1. Химия общая и неорганическая.

    2. Химия аналитическая.

    3. Химия органическая.

    4. Биохимия.

    5. Ботаника.

    6. Зоология.

    7. Гистология с эмбриологией.

    8. Анатомия человека.

    9. Физиология человека и животных.

    10. Физиология растений.

    11. Дарвинизм.
  • 6
    Дисциплины географического факультета.
    1. Общая физическая география.

    2. Описательная астрономия с математической географией.

    3. Картография с основами топографии.

    4. Геология.

    5. География почв с основами почвоведения.

    6. География растений с основами ботаники.

    7. География животных с основами зоологии.

    8. Физическая география СССР.

    9. Физическая география мира.

    10. Экономическая география СССР.

    11. Экономическая и политическая география мира.
Из факультативных дисциплин:
История географических открытий.

Программы по остальным дисциплинам учебных планов Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) Института утверждаются Народным Комиссариатом Просвещения РСФСР.

Учебный план делится на два семестра: осенний – с 1 сентября по 24 января и весенний – с 7 февраля по 30 июня.

Для студентов устанавливаются два раза в году каникулы: зимние – с 25 января по 6 февраля и летние – с 1 июля по 31 августа.

Перевод студентов с курса на курс производится один раз в год.

Экзамены принимаются только профессорами, доцентами и старшими преподавателями, а зачёты, кроме указанных лиц, и ассистентами и преподавателями.

Успеваемость студентов определяется следующими степенями оценок (отметок):
1) «отлично»,
2) «хорошо»,
3) «посредственно»,
4) «неудовлетворительно».

Каждому студенту выдаётся единый студенческий билет матрикул (зачётная книжка). В матрикул заносятся все предметы, обязательные для прохождения, и оценки по экзаменам и зачётам. Оценки в матрикуле проставляются лицами, производившими экзамены и принимавшими зачёты.
КАФЕДРА
Кафедра является основной учебной организацией Института, непосредственно осуществляющей учебно-методическую и научно- исследовательскую работу по одной или нескольким, тесно связанным между собою, дисциплинам.

Во главе кафедры стоит профессор – заведующий кафедрой.
В обязанности заведующего кафедрой входит:
чтение лекций, руководство и систематический контроль за качеством лекций, практических занятий, консультации и других видов учебной работы, проводимой сотрудниками кафедры;
руководство самостоятельной работой студентов и контроль их успеваемости;
руководство педагогической практикой студентов;
разработка тематического плана научно-исследовательских работ кафедры и руководство его выполнением;
непосредственное руководство подготовкой и повышением квалификации сотрудников кафедры;
подбор сотрудников кафедры и представление их на утверждение директору;
планирование и учёт работы кафедры и действующих при ней кабинетов.
Примечание: в состав кафедр Института входит и профессорско-преподавательский персонал Учительского Института, отделения заочного обучения и вечернего отделения.

Обязанности заведующего кафедрой распространяются также на Учительский институт, на отделение заочного обучения и на вечернее отделение.
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И УЧЕБНО - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ
В Башкирском Государственном Педагогическом (Учительском) Института устанавливаются следующие штатные должности профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала:
профессор – заведующий кафедрой
профессор кафедры
доцент кафедры
ассистент кафедры
старший преподаватель
преподаватель
старший лаборант
лаборант
старший препаратор
препаратор
Каждый профессор, доцент, ассистент и преподаватель выполняет все виды учебной и научно-исследовательской работы в соответствии с занимаемой должностью и учебным планом, отдавая на эту работу в среднем 5 часов в день.

Заведующий кафедрой и профессор кафедры выдвигаются по конкурсу из лиц, имеющих звание профессора или учёную степень доктора наук. Доцент кафедры выдвигается по конкурсу из лиц, имеющих учёное звание доцента или учёную степень кандидата наук.

Результат конкурса на заведывание кафедрой утверждается Всесоюзным Комитетом по делам Высшей Школы при СНК СССР по представлению директора Института через Наркомпрос РСФСР. Результат конкурса на профессора кафедры и доцента утверждается Наркомпросом РСФСР по представлению директора.

Сотрудники кафедры – ассистенты, старшие преподаватели, преподаватели и лица учебно-вспомогательного персонала выдвигаются заведующим кафедрой и утверждаются директором.

Количество и состав профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала определяются штатным расписанием, утверждённым Всесоюзным Комитетом по делам Высшей школы при СНК СССР по представлению Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) Института через Наркомпрос РСФСР.

СТРУКТУРА И РУКОВОДСТВО
Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт имеет в своём составе:
1
Факультеты
Исторический, географический, языка и литературы с отделениями: русского языка и литературы и башкирского языка и литературы, татарского языка и литературы, физико-математический и естествознания

Примечание: при Институте имеются Учительский Институт, отделение заочного обучения и вечернее отделение с теми же факультетами.
2
Кафедры
1) марксизма-ленинизма,
2) педагогических наук,
3) истории народов СССР,
4) всеобщей истории,
5) физической географии,
6) экономической географии,
7) физики общей,
8) физики теоретической,
9) математического анализа,
10) алгебры и геометрии,
11) химии,
12) зоологии,
13) анатомии и физиологии животных,
14) ботаники,
15) геологии,
16) русского языка,
17) русской литературы,
18) всеобщей литературы,
19) башкирского языка и литературы,
20) иностранных языков.
Самостоятельные дисциплины:
а) Физическая культура.
б) Военная подготовка.
в) учебно-вспомогательные учреждения:
кабинет химический с лабораториями: 1) органической, 2) аналитической и 3) неорганической химии.

Общей физики с лабораториями: 1) общей физики (механика, молекулярная физика и теплота), 2) оптической и электрофизической, методики физики с лабораторией, педагогики и психологии, марксизма-ленинизма, всеобщей истории, истории народов СССР, географии с чертёжно-картографической лабораторией, башкирского языка и литературы, кабинет русского языка и литературы, математики, астрономии, физиологии с лабораторией физиологии животных, геологии, зоологии с лабораторией зоологии позвоночных и беспозвоночных, препаровочной и животником, ботаники с лабораторией физиологии растений, военной подготовки и стрелкового дела и тир, физкультуры и спорта, библиотека с читальным залом.

Столярная мастерская.

Факультеты, отделения, специальности и кафедры организуются и ликвидируются только решением Всесоюзного Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР.

Учебно-вспомогательные учреждения организуются и ликвидируются решением Наркомпроса РСФСР.

Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт утверждён и может быть ликвидирован только постановлением СНК Союза ССР.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В Башкирском Государственном педагогическом (Учительском) Институте имеются добровольные общественные организации, объединяющие студентов, научно-педагогических и административно-технических работников, и работающие на основе своих программно-уставных положений.

Общественные организации мобилизуют студенчество и всех работников Института на выполнение указания товарища Сталина:

«Овладеть наукой, выявить новые кадры большевиков-специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом».

Задачами общественных организаций Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) Института являются:

а) политическое воспитание студентов, преподавателей и работников Института на основе учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина;
б) организация социалистического соревнования и ударничества;
в) помощь и содействие директору в выполнении учебных планов и программ;
г) укрепление сознательной дисциплины;
д) повышение культурного уровня студентов и работников Педагогического (Учительского) Института;
е) организация научно-технических кружков для студентов и преподавателей, способствующих повышению качества учёбы, повышению квалификации преподавателей и развитию научной работы Института.
ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА
В целях обеспечения высокого качества учебной работы, директором устанавливаются правила внутреннего распорядка, выполнение которых обязательно для всех студентов и работников Педагогического (Учительского) Института.

Нарушение студентами учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка влечёт за собою следующие дисциплинарные взыскания, налагаемые директором:

а) замечание,
б) выговор,
в) строгий выговор с предупреждением.

Студенты, систематически не посещающие учебные занятия без уважительных причин, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка и учебную дисциплину, а также совершившие порочащие их поступки, приказом директора исключаются из Института.

Научно-педагогические работники, лица учебно-вспомогательного персонала и другие сотрудники, нарушающие учебную дисциплину и правила внутреннего распорядка, подвергаются директором дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения.
ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО (УЧИТЕЛЬСКОГО) ИНСТИТУТА
Имущество Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) Института – здание, оборудование, инвентарь и т.п. является государственной собственностью.

Имущество Педагогического (Учительского) Института, числящееся в его инвентарной описи и находящееся на его балансе, не может быть отчуждаемо без приказа Народного Комиссара Просвещения РСФСР.

Ответственность за сохранность всего имущества несёт директор.

Средства Педагогического (Учительского) Института составляются:

а) из ассигнований по госбюджету;
б) из специальных средств, составляемых их доходов научно- исследовательских и учебно-вспомогательных учреждений.

Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт является самостоятельным учебно-научным учреждением и действует как юридическое лицо, имеет свой финансовый план, утверждаемый Наркомпросом РСФСР.

Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт имеет свою печать с государственным гербом.

Башкирский Государственный Педагогический (Учительский) Институт издаёт свои учёные труды.
ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ УСТАВА
Устав Башкирского государственного Педагогического (Учительского) Института утверждается Всесоюзным Комитетом по делам Высшей школы при СНК СССР по представлению Народного Комиссара Просвещения РСФСР.

Местонахождение Башкирского Государственного Педагогического (Учительского) Института – БАССР, г. Уфа, улица Сталина, 23.